Этапы формирования графического навыка
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.More... Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
* за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
* пишут буквально «носом»,
* левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
* локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
* голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
* вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.
В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.
Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный. В котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия,: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.
Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.
Действия учащихся организуется учителем. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.
На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.
Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.
При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.
С этой целью необходимо:
* Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
* Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
* Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения:
посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.
* Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
* Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.
* Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.
Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.
При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.
* Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)
* Речевая форма – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
* Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».
Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко
Анализ каллиграфических ошибок.
К каллиграфическим ошибкам относятся
* Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
* Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
* Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
* Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
* Не выдерживается нужная высота букв,
* Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
* Имеет место угловатость, «заборность» письма,
* Не соблюдается связность букв при письме,
* Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.
Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка.
Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.
При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.
Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.
Это позволяет сделать система обучения письму – ПИСЬМО С ОТКРЫТЫМИ ПРАВИЛАМИ.
Алгоритм письма
Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.
Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.
Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех графических деталей букв, на формировании у них способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.
Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.
Основной алгоритм письма
1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).
3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.
Прежде чем подробно рассматривать перечисленные составляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические моменты.
Написание наклонной линии на рабочей строке. Обращаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты рабочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Именно эти две ошибки, несоблюдение интервала и параллельности, первыми появляются в прописях школьников.
Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написании каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.
Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно сказаться на становлении их почерка. Слова: чуть-чуть, немного не доводя при закруглении крючка не дают точного представления о соблюдении данных просветов в процессе письма. Получается написание – «кто во что горазд». А это ведет к формированию у учащихся графических недочетов.
Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и. Обучающийся делает паузу (прерывается) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.
Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются искажения следующего после овала элемента. Понимая, что нужно оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.
Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учителем точной характеристики написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.
Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выработки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка (осознание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).
Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил четкого письма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в том случае, если обучающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает недостатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты должны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.More... Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:
* за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
* пишут буквально «носом»,
* левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
* локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
* голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
* вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.
В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.
Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.
Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный. В котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия,: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.
Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.
Действия учащихся организуется учителем. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.
На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.
Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.
При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.
С этой целью необходимо:
* Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
* Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
* Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения:
посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.
* Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
* Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.
* Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.
Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.
При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.
* Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)
* Речевая форма – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
* Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».
Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко
Анализ каллиграфических ошибок.
К каллиграфическим ошибкам относятся
* Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
* Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
* Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
* Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
* Не выдерживается нужная высота букв,
* Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
* Имеет место угловатость, «заборность» письма,
* Не соблюдается связность букв при письме,
* Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.
Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка.
Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.
При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.
Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.
Это позволяет сделать система обучения письму – ПИСЬМО С ОТКРЫТЫМИ ПРАВИЛАМИ.
Алгоритм письма
Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.
Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.
Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех графических деталей букв, на формировании у них способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.
Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.
Основной алгоритм письма
1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).
3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.
Прежде чем подробно рассматривать перечисленные составляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические моменты.
Написание наклонной линии на рабочей строке. Обращаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты рабочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Именно эти две ошибки, несоблюдение интервала и параллельности, первыми появляются в прописях школьников.
Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написании каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.
Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно сказаться на становлении их почерка. Слова: чуть-чуть, немного не доводя при закруглении крючка не дают точного представления о соблюдении данных просветов в процессе письма. Получается написание – «кто во что горазд». А это ведет к формированию у учащихся графических недочетов.
Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и. Обучающийся делает паузу (прерывается) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.
Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются искажения следующего после овала элемента. Понимая, что нужно оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.
Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учителем точной характеристики написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.
Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выработки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка (осознание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).
Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил четкого письма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в том случае, если обучающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает недостатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты должны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html
Хороший у вас блог! удачи в развитии
Поздравляю вас Старо-Новым годом, желаю вам в новом году успехов и спасибо что вы находите время поддерживать ваш замечательный блог!
спасибо было очень интересно прочитать